
30 ноября 2022
Производство ТМ «Геоспан»
Чтобы материалы отвечали всем стандартам качества необходимо соблюдать технологию производства на всех этапах производственного цикла.
25 октября 2021
В последнее время участились случаи появления контрафактных и некачественных геосинтетических материалов, поставляемых на дорожные объекты под марками известных производителей, зарекомендовавших себя в профессиональном дорожном сообществе. Как отличить подделку и чем опасно использование некачественной геосинтетики?
Большую часть поддельных геоматериалов (геосеток, георешеток, тканых геотекстилей и др.) завозят из Китая. Они обычно изготавливаются из низкосортного вторичного сырья и на устаревшем оборудовании. Определить такую подделку на глаз невозможно, нужны лабораторные испытания. Эта проблема имеет особое значение при использовании высокопрочных геотканей и георешёток, выполняющих функцию армирования в армогрунтовых откосах и подпорных стенах. Требования к качеству таких материалов – это долговечность, что означает сохранение требуемых прочностных показателей, заложенных в проект (прочность, удлинение, ползучесть) в течение всего срока эксплуатации армогрунтовой конструкции. Если поддельный материал изготовлен из вторичного сырья, то через 5 лет под воздействием негативных факторов он может потерять 50% и более от своей первоначальной прочности. В результате применение таких недолговечных материалов может привести к потере эксплуатационной надёжности дорожной конструкции.
По опыту производителей геосинтетики участились случаи поставок на дорожные объекты материалов, характеристики которых не соответствуют требованиям как проектной документации, так и новых стандартов Росавтодора, например, ГОСТ Р 56338-2015 «Материалы геосинтетические для армирования нижних слоёв основания дорожной одежды. Технические требования» и ОДМ 218.2.046-2014 «Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве».
Первопричина проблемы достаточна проста. Если подрядчик не несёт финансовой ответственности за дальнейшую эксплуатации построенного участка дороги, то разумеется, он будет использовать не самые лучшие с точки зрения долговечности, а самые дешёвые, иногда контрафактные материалы. Поэтому контракты жизненного цикла – это главная задача, которая способствует оптимальному выбору геосинтетических материалов для более долгого срока эксплуатации при меньших затратах.
С другой стороны согласно текущему законодательству, геосинтетические материалы не входят в перечень продукции, требующей обязательной сертификации. Но Государственная компания «Автодор» и Федеральное дорожное агентство сделали крупные шаги для регулирования поставок геоматериалов на федеральные объекты. Например, ГК «Автодор» в поручении № ПТ-16п от 14.02.2014 года устанавливает входной контроль всех геосинтетических материалов на основе лабораторных испытаний, а затем утверждает регламент контроля качества геоматериалов, применяемых при строительстве скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург.
Росавтодор для решения задач по обеспечению качества геоматериалов, поставляемых на дорожные объекты, опубликовал поручения ИГ-1/48 и ИГ-1/49 о применении геосинтетических материалов. Согласно поручению все применяемые материалы должны соответствовать по характеристикам требованиям действующих национальных стандартов и иметь перечень сопроводительных документов:
Всего выделено 7 коэффициентов запаса (долговечности) согласно ОДМ 218.2.047-2014:
К1- коэффициент, учитывающий снижение прочности от механических повреждений структуры;
К2 - коэффициент, учитывающий снижение прочности от ползучести;
К3 - коэффициент, учитывающий снижение прочности от ухудшения свойств ниточных и сварных швов или прочности соединения элементов структуры материала;
К4 - коэффициент, учитывающий снижение прочности от атмосферных воздействий;
К5 - коэффициент, учитывающий снижение прочности от воздействия агрессивных сред;
К6 - коэффициент, учитывающий снижение прочности от воздействия микроорганизмов;
К7 - коэффициент, учитывающий снижение прочности от температуры.
Такой подход к регулированию поставок материалов на федеральные объекты и входной контроль качества, включая отбор проб из каждой партии и лабораторные испытания, несомненно,даст нужный эффект, однако имеет ограничение. На сегодняшний день, в стране работает всего несколько аккредитованных лабораторий, имеющих полный комплект оборудования, чтобы провести независимые испытания в строгом соответствии с методиками ГОСТ. Например, часто испытания проводят на «малых» разрывных машинах и образцах шириной 5 см, что противоречит требованиям ГОСТ Р 55030-2012 (требуемая ширина образца должна составлять 20 см). В связи с отсутствием даже десятка лабораторий физически не представляется возможным проводить испытания каждой поставляемой на дорожный объект партии геоматериала. Кроме того, учитывая общую негативную ситуацию с «липовыми» сертификатами и протоколами испытаний, каждая лаборатория должна иметь репутацию в дорожной отрасли, то есть быть одобренной группой экспертов-дорожников, что давно действует в европейской практике.
Какие шаги могут предпринять производители геосинтетических материалов в текущих условиях? Проводить испытания материалов в сертифицированных лабораториях, имеющих специальное оборудование, в том числе разрывные машины с достаточной нагрузкой для испытаний высокопрочных материалов.
Перед закупкой материала на объект подрядным организациям следует уделять особое внимание подлинности протоколов испытаний и сертификатов, в том числе проверять область аккредитации лаборатории, выдавшей протокол. При входном контроле целесообразно доверять испытания лабораториям, имеющим специальное оборудование, в том числе разрывные машины с достаточной нагрузкой для испытаний материалов, выполняющих функцию армирования.
С целью борьбы с контрафактом каждая партия материалов «Геоспан» имеет уникальный номер партии и каждого рулона. Таким образом, подрядная организация может быстро определить подлинность поставленных на объект материалов. В нашей практике выявлено как минимум 5 случаев поставок на объекты дорожного строительства геосинтетических материалов неизвестного происхождения. Эти материалы сопровождались фиктивными протоколами испытаний, а испытания в независимой лаборатории показали, что их реальная прочность оказалась ниже указанной в паспорте на партию. Инженерам ГЕКСА в ряде случаев удалось остановить укладку и зафиксировать факт контрафакта совместно с правоохранительными органами. Список компаний подозреваемых в подобном мошенничестве, применявших торговую марту «Геоспан» вы можете найти на главной странице сайта geospan.ru.
В связи с дороговизной натурных испытаний инженеры ГЕКСА в заводской лаборатории провели полигонные испытания тканых геотекстилей и объемных георешёток на такой важный показатель для материалов, выполняющих функцию армирования, как устойчивость к механическим повреждениям или, по-простому, повреждаемость при кладке и уплотнении слоёв (определение коэффициента К1по методике ОДМ 218.2.047-2014).
Согласно ОДМ испытания на устойчивость к механическим повреждениям должны моделировать реальные условия укладки и быть как можно ближе к условиям в проектируемой дорожной конструкции. Поэтому берётся песок средней крупности слоем 30 см и такой же слой фракционированного щебня фракции 40-70 слоем 30 см, уложенный по способу заклинки. Уплотнение производилось при помощи тяжёлого катка до коэффициента 0,98 (более 20 проходов). Затем образец геоматериала аккуратно извлекался (верхний слой снимается с помощью грейдера и 15 см нижнего слоя вручную).
Коэффициент учета механических повреждений определяется, как отношение средней прочности исходного образца к средней прочности материала после испытаний. К1=1 означает, что материал не повредился и сохранил 100% своей прочности.
Особенность тканых геотекстильных материалов «Геоспан ТН» – это их сплошная структура из упрочнённых прошедших специальную обработку нитей. При этом частичное повреждение щебнем отдельных нитей не приводит к существенной потери прочности материала. Результаты испытаний показали, что на контакте щебень-песок геоткани с прочностью от 30 кН/м практически не повреждаются, остаточная прочность составляет более 90%, а коэффициент К1=1,08. Полученные результаты подтвердили проведенные нами ранее испытания по коэффициентам долговечности в лаборатории АНО «НИИ ТСК». Низкая повреждаемость отличает тканые геотекстильные материалы от тканых георешеток или геосеток, в которых соединительные узлы могут повреждаться на контакте с острыми гранями щебня, что существенно снижает прочность их узловых соединений.
30 ноября 2022
Чтобы материалы отвечали всем стандартам качества необходимо соблюдать технологию производства на всех этапах производственного цикла.
30 ноября 2022
Геосинтетические материалы ТМ "Геоспан" будут производиться на территории Республики Казахстан.
25 октября 2021
В ближайшее время в России планируется увеличение объемов применения геосинтетических материалов в области дорожного и мостового строительства.