В ближайшее время в России планируется увеличение объемов применения геосинтетических материалов в области дорожного и мостового строительства. Несмотря на то, что использование геосинтетики идет активно, одним из сдерживающих факторов является слабое регулирование технических требований к материалам в действующих дорожных стандартах.
За последний год НИИ разрабатывали 2 важных дорожных стандарта, содержащих технические требования к геосинтетическим материалам (ГМ) в зависимости от области их применения:
- Свод правил «СНиП 2.05.02-85*«Автомобильные дороги» Актуализированная редакция. Приложение Ж. Рекомендации по выбору геосинтетических материалов. (Журнал «Дороги. Инновации в строительстве. Спецвыпуск по геосинтетическим материалам, янв 2012. Статья Юмашева В.М. и Аливера Ю.А.) Разработан ЗАО «СоюздорНИИ». Приказ МИНРЕГИОН №266 от 30.06.2012г.
- ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для армирования нижних слоёв основания. Технические требования». Разработан АНО «НИИ ТСК».
Ценность регламентирования в дорожных стандартах требований к геоматериалам с позиции дорожных управлений, проектных и строительных компаний заключается в применении на дорожно-строительных объектах только качественных ГМ. Всем известно, что участились случаи подменыгеосинтетических материалов при проведении государственных закупок.Поэтому введение требований к ГМ в дорожные стандарты:
— обеспечит соответствие характеристик поставляемых ГМпри входном контроле строительными организациями, указанным в проекте параметрам (что особенно актуально для армирующих ГМ, предназначенных для усиления конструктивных элементов автомобильных дорог).
— определит набор оптимальных значений характеристик ГМ, необходимых проектным организациям в процессе выбора конструктивных решений для оценки их инженерного и экономического эффекта.
— усилит защиту от использования недолговечных контрафактных ГМ: геотканей, геотекстилей, георешёток, геокомпозитов, геоматов(сделанных на «подпольных» производствах / либо в Китае, и поставляемых на дорожные объекты под марками, зарекомендовавшими себя в профессиональном дорожном сообществе, например, Геоспан, Hueskerи др.).
Кроме того, утверждение стандартов, содержащих требования к ГМ в дорожной отрасли,упростит защиту проектных решений в органах государственной экспертизы.
С позиции компаний-производителей материалов ценность этих стандартов также огромна. Геосинтетические материалы широко применяются для армирования дорожных конструкций. Однако в этой области применения ГМ отсутствует единое понимание физико-механических характеристик, обеспечивающих выполнение функции армирования в процессе укладки ГМ и последующей эксплуатации всей конструкции автомобильной дороги. Также отсутствуют оптимальные необходимые значения, которые необходимы производителям для разработки СТО и постановки продукции на производство, а также независимыми организациями для сертификации.
Есть ещё один важный момент, который заслуживает внимания. В процессе разработки эти стандарты публично обсуждались в профессиональном сообществе с участием ведущих отечественных производителей геосинтетических материалов. Такой подход успешно доказал свою эффективность в международной практике стандартизации, и наконец-то стартовал в России. В ходе обсуждений ряд важнейших требований к качеству был скорректирован экспертной группой, в результате анализа европейского опыта использования ГМ в зависимости от области их применения.
Компания ГЕКСА планирует регулярное участие в обсуждениях новых стандартов по методикам испытаний ГМ и рекомендациям по применению в дорожной отрасли.
