ГДЕ КУПИТЬ
СДЕЛАНО<br> В РОССИИ СДЕЛАНО
В РОССИИ

25 октября 2021

Идти в ногу со временем - испытания геосинтетики

Согласно техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», геосинтетические материалы не входят в перечень продукции, требующей обязательной сертификации. Но вопросы качества геосинтетических материалов постоянно обсуждаются на всех уровнях, что говорит об актуальности проблемы появления контрафактных и некачественных геосинтетических материалов, поставляемых на дорожные объекты под марками известных производителей, зарекомендовавших себя в профессиональном дорожном сообществе.

Государственная компания «Автодор» и Федеральное дорожное агентство сделали крупные шаги для регулирования поставок геоматериалов на федеральные объекты. Например, ГК «Автодор» в поручении № ПТ-16п от 14.02.2014 года установила входной контроль всех геосинтетических материалов на основе лабораторных испытаний, а затем утверждает регламент контроля качества геоматериалов, применяемых при строительстве скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург.

Росавтодор для решения задач по обеспечению контроля качества геоматериалов разработал новые нормативные документы, в первую очередь стандарты на методы испытаний, ГОСТ Р 56338-2015 «Материалы геосинтетические для армирования нижних слоёв основания дорожной одежды. Технические требования» и ОДМ 218.2.046-2014 «Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве». Кроме этого опубликованы поручения ИГ-1/48 и ИГ-1/49 о применении геосинтетических материалов. Согласно поручению все применяемые материалы должны соответствовать по характеристикам требованиям действующих национальных стандартов и иметь перечень сопроводительных документов:

  • паспорт качества на партию продукции с обязательной ссылкой на СТО;
  • копию письма Росавтодор о согласовании СТО;
  • протоколы испытаний по всем коэффициентам запаса для оценки долговечности.

Но говоря о входном контроле качества, включая отбор проб из каждой партии и лабораторные испытания,  нужно иметь ввиду, что на сегодняшний день в стране работает всего несколько аккредитованных лабораторий, имеющих полный комплект оборудования, чтобы провести независимые испытания в строгом соответствии с дорожными методиками. Например, часто испытания проводят на «малых» разрывных машинах и образцах шириной 5 см, что противоречит требованиям ГОСТ Р 55030-2012 (требуемая ширина образца должна составлять 20 см). В связи с отсутствием даже десятка лабораторий физически не представляется возможным проводить испытания каждой поставляемой на дорожный объект партии геоматериала. Кроме того, учитывая общую негативную ситуацию с фиктивными сертификатами и сомнительными протоколами испытаний, каждая лаборатория должна быть проверена на область аккредитации в реестре Росаккредитации.

Заводская лаборатория ГЕКСА специализируется на испытаниях геосинтетических материалов в строгом соответствии с новыми методиками Росавтодора:

- определение прочности при растяжении и относительного удлинения на образцах шириной 20 см;

- определение устойчивости к воздействию всех негативных факторов (агрессивные среды, многократное замораживание и оттаивание, ультрафиолетовое излучение, гибкость при отрицательных температурах);

- определение водопроницаемости и коэффициента фильтрации;

- определение коэффициентов запаса (долговечности).

Особенно интересен опыт проведения в заводской лаборатории ГЕКСА полигонных (натурных) испытаний тканых геотекстилей и объемных георешёток на такой важный показатель качества для материалов, выполняющих функцию армирования, как устойчивость к механическим повреждениям или, по-простому, повреждаемость при укладке и уплотнении слоёв (определение коэффициента К1по методике ОДМ 218.2.047-2014).

Согласно методике испытания на устойчивость к механическим повреждениям должны моделировать реальные условия укладки и быть как можно ближе к условиям в проектируемой дорожной конструкции. Поэтому берётся песок средней крупности слоем 30 см и такой же слой фракционированного щебня фракции 40-70 слоем 30 см, уложенный по способу заклинки. Уплотнение производилось при помощи тяжёлого катка, число проходов катка по одному следу не менее 20. Затем образец геоматериала аккуратно извлекался (верхний слой снимается с помощью грейдера и 15 см нижнего слоя вручную).

Коэффициент учета механических повреждений определяется, как отношение средней прочности исходного образца к средней прочности материала после испытаний. К1=1 означает, что материал не повредился и сохранил 100% своей прочности.

Особенность тканых геотекстильных материалов «Геоспан ТН» – это их сплошная структура из упрочнённых прошедших специальную обработку нитей. При этом частичное повреждение щебнем отдельных нитей не приводит к существенной потери прочности материала. Результаты испытаний показали, что на контакте щебень-песок геоткани практически не повреждаются, остаточная прочность армирующих геотканей составляет более 90%, а коэффициент К1=1,09. Низкая повреждаемость на контакте с острыми гранями щебня - важная отличительная особенность тканых геотекстильных материалов со сплошной структурой без узловых соединений. Полученные результаты подтвердили проведенные нами ранее испытания на определение коэффициентов долговечности в лаборатории АНО «НИИ ТСК».

Обобщая наш опыт, можно утверждать, что перед закупкой материала на объект следует уделять особое внимание подлинности протоколов испытаний и сертификатов, то есть проверять область аккредитации лаборатории, выдавшей протокол. При входном контроле целесообразно доверять испытания лабораториям, имеющим специальное оборудование, в том числе разрывные машины с достаточной нагрузкой  для испытаний высокопрочных материалов.

Понравилась ли Вам наша статья?
Поделитесь ею с друзьями:

Хотите быть в курсе наших новостей?
Подпишитесь на нас в соц. сетях:

  • youtube
  • vk

Читайте также:

Производство ТМ «Геоспан»

30 ноября 2022

Производство ТМ «Геоспан»

Чтобы материалы отвечали всем стандартам качества необходимо соблюдать технологию производства на всех этапах производственного цикла.

Геосинтетические материалы ГЕОСПАН

25 октября 2021

Геосинтетические материалы ГЕОСПАН

Геосинтетические материалы Геоспан нашли свое применение в области дорожного, капитального, гидротехнического строительства и в добывающих отраслях. Высокое качество продукции, широкий ассортимент и техническая поддержка проекта на всех этапах работ, увеличивают безопасность армогрунтовых конструкций и долговечность российских дорог.