ГДЕ КУПИТЬ
СДЕЛАНО<br> В РОССИИ СДЕЛАНО
В РОССИИ

25 октября 2021

Идти в ногу со временем - испытания геосинтетики

Согласно техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», геосинтетические материалы не входят в перечень продукции, требующей обязательной сертификации. Но вопросы качества геосинтетических материалов постоянно обсуждаются на всех уровнях, что говорит об актуальности проблемы появления контрафактных и некачественных геосинтетических материалов, поставляемых на дорожные объекты под марками известных производителей, зарекомендовавших себя в профессиональном дорожном сообществе.

Государственная компания «Автодор» и Федеральное дорожное агентство сделали крупные шаги для регулирования поставок геоматериалов на федеральные объекты. Например, ГК «Автодор» в поручении № ПТ-16п от 14.02.2014 года установила входной контроль всех геосинтетических материалов на основе лабораторных испытаний, а затем утверждает регламент контроля качества геоматериалов, применяемых при строительстве скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург.

Росавтодор для решения задач по обеспечению контроля качества геоматериалов разработал новые нормативные документы, в первую очередь стандарты на методы испытаний, ГОСТ Р 56338-2015 «Материалы геосинтетические для армирования нижних слоёв основания дорожной одежды. Технические требования» и ОДМ 218.2.046-2014 «Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве». Кроме этого опубликованы поручения ИГ-1/48 и ИГ-1/49 о применении геосинтетических материалов. Согласно поручению все применяемые материалы должны соответствовать по характеристикам требованиям действующих национальных стандартов и иметь перечень сопроводительных документов:

  • паспорт качества на партию продукции с обязательной ссылкой на СТО;
  • копию письма Росавтодор о согласовании СТО;
  • протоколы испытаний по всем коэффициентам запаса для оценки долговечности.

Но говоря о входном контроле качества, включая отбор проб из каждой партии и лабораторные испытания,  нужно иметь ввиду, что на сегодняшний день в стране работает всего несколько аккредитованных лабораторий, имеющих полный комплект оборудования, чтобы провести независимые испытания в строгом соответствии с дорожными методиками. Например, часто испытания проводят на «малых» разрывных машинах и образцах шириной 5 см, что противоречит требованиям ГОСТ Р 55030-2012 (требуемая ширина образца должна составлять 20 см). В связи с отсутствием даже десятка лабораторий физически не представляется возможным проводить испытания каждой поставляемой на дорожный объект партии геоматериала. Кроме того, учитывая общую негативную ситуацию с фиктивными сертификатами и сомнительными протоколами испытаний, каждая лаборатория должна быть проверена на область аккредитации в реестре Росаккредитации.

Заводская лаборатория ГЕКСА специализируется на испытаниях геосинтетических материалов в строгом соответствии с новыми методиками Росавтодора:

- определение прочности при растяжении и относительного удлинения на образцах шириной 20 см;

- определение устойчивости к воздействию всех негативных факторов (агрессивные среды, многократное замораживание и оттаивание, ультрафиолетовое излучение, гибкость при отрицательных температурах);

- определение водопроницаемости и коэффициента фильтрации;

- определение коэффициентов запаса (долговечности).

Особенно интересен опыт проведения в заводской лаборатории ГЕКСА полигонных (натурных) испытаний тканых геотекстилей и объемных георешёток на такой важный показатель качества для материалов, выполняющих функцию армирования, как устойчивость к механическим повреждениям или, по-простому, повреждаемость при укладке и уплотнении слоёв (определение коэффициента К1по методике ОДМ 218.2.047-2014).

Согласно методике испытания на устойчивость к механическим повреждениям должны моделировать реальные условия укладки и быть как можно ближе к условиям в проектируемой дорожной конструкции. Поэтому берётся песок средней крупности слоем 30 см и такой же слой фракционированного щебня фракции 40-70 слоем 30 см, уложенный по способу заклинки. Уплотнение производилось при помощи тяжёлого катка, число проходов катка по одному следу не менее 20. Затем образец геоматериала аккуратно извлекался (верхний слой снимается с помощью грейдера и 15 см нижнего слоя вручную).

Коэффициент учета механических повреждений определяется, как отношение средней прочности исходного образца к средней прочности материала после испытаний. К1=1 означает, что материал не повредился и сохранил 100% своей прочности.

Особенность тканых геотекстильных материалов «Геоспан ТН» – это их сплошная структура из упрочнённых прошедших специальную обработку нитей. При этом частичное повреждение щебнем отдельных нитей не приводит к существенной потери прочности материала. Результаты испытаний показали, что на контакте щебень-песок геоткани практически не повреждаются, остаточная прочность армирующих геотканей составляет более 90%, а коэффициент К1=1,09. Низкая повреждаемость на контакте с острыми гранями щебня - важная отличительная особенность тканых геотекстильных материалов со сплошной структурой без узловых соединений. Полученные результаты подтвердили проведенные нами ранее испытания на определение коэффициентов долговечности в лаборатории АНО «НИИ ТСК».

Обобщая наш опыт, можно утверждать, что перед закупкой материала на объект следует уделять особое внимание подлинности протоколов испытаний и сертификатов, то есть проверять область аккредитации лаборатории, выдавшей протокол. При входном контроле целесообразно доверять испытания лабораториям, имеющим специальное оборудование, в том числе разрывные машины с достаточной нагрузкой  для испытаний высокопрочных материалов.

Понравилась ли Вам наша статья?
Поделитесь ею с друзьями:

Хотите быть в курсе наших новостей?
Подпишитесь на нас в соц. сетях:

  • youtube
  • vk

Читайте так же

ГЕОСПАН ТН на трассе М-4 «Дон»

18 января 2022

ГЕОСПАН ТН на трассе М-4 «Дон»

Строительство трассы М-4 «Дон» идет полным ходом. 31 июля 2019 года ГК «Автодор» поделилась новыми фотографиями и информацией о продвижении работ.

ГЕОСПАН поздравляет «Кредо-Диалог» с юбилеем!

18 января 2022

ГЕОСПАН поздравляет «Кредо-Диалог» с юбилеем!

Представители Инжинириногового центра компании ГЕКСА поздравили своих партнеров, компанию «Кредо-Диалог», с юбилеем 30 лет. Мы верим, что и дальше наши компании будут развиваться и плодотворно сотрудничать.