ГДЕ КУПИТЬ
Сделано в россии СДЕЛАНО
В РОССИИ

25 октября 2021

Контрафактные и некачественные геосинтетические материалы в дорожном строительстве

В последнее время участились случаи появления контрафактных и некачественных геосинтетических материалов, поставляемых на дорожные объекты под марками известных производителей, зарекомендовавших себя в профессиональном дорожном сообществе. Как отличить подделку и чем опасно использование некачественной геосинтетики?

Большую часть поддельных геоматериалов (геосеток, георешеток, тканых геотекстилей и др.) завозят из Китая. Они обычно изготавливаются из низкосортного вторичного сырья и на устаревшем оборудовании. Определить такую подделку на глаз невозможно, нужны лабораторные испытания. Эта проблема имеет особое значение при использовании высокопрочных геотканей и георешёток, выполняющих функцию армирования в армогрунтовых откосах и подпорных стенах. Требования к качеству таких материалов – это долговечность, что означает сохранение требуемых прочностных показателей, заложенных в проект (прочность, удлинение, ползучесть) в течение всего срока эксплуатации армогрунтовой конструкции. Если поддельный материал изготовлен из вторичного сырья, то через 5 лет под воздействием негативных факторов он может потерять 50% и более от своей первоначальной прочности. В результате применение таких недолговечных материалов может привести к потере эксплуатационной надёжности дорожной конструкции.

По опыту производителей геосинтетики участились случаи поставок на дорожные объекты материалов, характеристики которых не соответствуют требованиям как проектной документации, так и новых стандартов Росавтодора, например, ГОСТ Р 56338-2015 «Материалы геосинтетические для армирования нижних слоёв основания дорожной одежды. Технические требования» и ОДМ 218.2.046-2014 «Рекомендации по выбору и контролю качества геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве».

 Первопричина проблемы достаточна проста. Если подрядчик не несёт финансовой ответственности за дальнейшую эксплуатации построенного участка дороги, то разумеется, он будет использовать не самые лучшие с точки зрения долговечности, а самые дешёвые, иногда контрафактные материалы. Поэтому контракты жизненного цикла – это главная задача, которая способствует оптимальному выбору геосинтетических материалов для более долгого срока эксплуатации при меньших затратах.

С другой стороны согласно текущему законодательству, геосинтетические материалы не входят в перечень продукции, требующей обязательной сертификации. Но Государственная компания «Автодор» и Федеральное дорожное агентство сделали крупные шаги для регулирования поставок геоматериалов на федеральные объекты. Например, ГК «Автодор» в поручении № ПТ-16п от 14.02.2014 года устанавливает входной контроль всех геосинтетических материалов на основе лабораторных испытаний, а затем утверждает регламент контроля качества геоматериалов, применяемых при строительстве скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург.

Росавтодор для решения задач по обеспечению качества геоматериалов, поставляемых на дорожные объекты, опубликовал поручения ИГ-1/48 и ИГ-1/49 о применении геосинтетических материалов. Согласно поручению все применяемые материалы должны соответствовать по характеристикам требованиям действующих национальных стандартов и иметь перечень сопроводительных документов:

  1. паспорт качества на партию продукции с обязательной ссылкой на СТО;
  2. копию письма Росавтодор о согласовании СТО;
  3. протоколы испытаний по всем коэффициентам запаса для оценки долговечности.

Всего выделено 7 коэффициентов запаса (долговечности) согласно ОДМ 218.2.047-2014:

К1- коэффициент, учитывающий снижение прочности от механических повреждений структуры;

К2 - коэффициент, учитывающий снижение прочности от ползучести;

К3 -  коэффициент, учитывающий снижение прочности от ухудшения свойств ниточных и сварных швов или прочности соединения элементов структуры материала;

К4 - коэффициент, учитывающий снижение прочности от атмосферных воздействий;

К5 - коэффициент, учитывающий снижение прочности от воздействия агрессивных сред;

К6 - коэффициент, учитывающий снижение прочности от воздействия микроорганизмов;

К7 - коэффициент, учитывающий снижение прочности от температуры.

Такой подход к регулированию поставок материалов на федеральные объекты и входной контроль качества, включая отбор проб из каждой партии и лабораторные испытания, несомненно,даст нужный эффект, однако имеет ограничение. На сегодняшний день, в стране работает всего несколько аккредитованных лабораторий, имеющих полный комплект оборудования, чтобы провести независимые испытания в строгом соответствии с методиками ГОСТ. Например, часто испытания проводят на «малых» разрывных машинах и образцах шириной 5 см, что противоречит требованиям ГОСТ Р 55030-2012 (требуемая ширина образца должна составлять 20 см). В связи с отсутствием даже десятка лабораторий физически не представляется возможным проводить испытания каждой поставляемой на дорожный объект партии геоматериала. Кроме того, учитывая общую негативную ситуацию с «липовыми» сертификатами и протоколами испытаний, каждая лаборатория должна иметь репутацию в дорожной отрасли, то есть быть одобренной группой экспертов-дорожников, что давно действует в европейской практике.

Какие шаги могут предпринять производители геосинтетических материалов в текущих условиях? Проводить испытания материалов в сертифицированных лабораториях, имеющих специальное оборудование, в том числе разрывные машины с достаточной нагрузкой для испытаний высокопрочных материалов.

Перед закупкой материала на объект подрядным организациям следует уделять особое внимание подлинности протоколов испытаний и сертификатов, в том числе проверять область аккредитации лаборатории, выдавшей протокол. При входном контроле целесообразно доверять испытания лабораториям, имеющим специальное оборудование, в том числе разрывные машины с достаточной нагрузкой  для испытаний материалов, выполняющих функцию армирования.

С целью борьбы с контрафактом каждая партия материалов «Геоспан» имеет уникальный номер партии и каждого рулона. Таким образом, подрядная организация  может быстро определить подлинность поставленных на объект материалов. В нашей практике выявлено как минимум 5 случаев поставок на объекты дорожного строительства геосинтетических материалов неизвестного происхождения. Эти материалы сопровождались фиктивными протоколами испытаний, а испытания в независимой лаборатории показали, что их реальная прочность оказалась ниже указанной в паспорте на партию. Инженерам ГЕКСА в ряде случаев удалось остановить укладку и зафиксировать факт контрафакта совместно с правоохранительными органами. Список компаний подозреваемых в подобном мошенничестве, применявших торговую марту «Геоспан» вы можете найти на главной странице сайта geospan.ru.

В связи с дороговизной натурных испытаний инженеры ГЕКСА в заводской лаборатории провели полигонные испытания тканых геотекстилей и объемных георешёток на такой важный показатель для материалов, выполняющих функцию армирования, как устойчивость к механическим повреждениям или, по-простому, повреждаемость при кладке и уплотнении слоёв (определение коэффициента К1по методике ОДМ 218.2.047-2014).

Согласно ОДМ испытания на устойчивость к механическим повреждениям должны моделировать реальные условия укладки и быть как можно ближе к условиям в проектируемой дорожной конструкции. Поэтому берётся песок средней крупности слоем 30 см и такой же слой фракционированного щебня фракции 40-70 слоем 30 см, уложенный по способу заклинки. Уплотнение производилось при помощи тяжёлого катка до коэффициента 0,98 (более 20 проходов). Затем образец геоматериала аккуратно извлекался (верхний слой снимается с помощью грейдера и 15 см нижнего слоя вручную).

Коэффициент учета механических повреждений определяется, как отношение средней прочности исходного образца к средней прочности материала после испытаний. К1=1 означает, что материал не повредился и сохранил 100% своей прочности.

Особенность тканых геотекстильных материалов «Геоспан ТН» – это их сплошная структура из упрочнённых прошедших специальную обработку нитей. При этом частичное повреждение щебнем отдельных нитей не приводит к существенной потери прочности материала. Результаты испытаний показали, что на контакте щебень-песок геоткани с прочностью от 30 кН/м практически не повреждаются, остаточная прочность составляет более 90%, а коэффициент К1=1,08. Полученные результаты подтвердили проведенные нами ранее испытания по коэффициентам долговечности в лаборатории АНО «НИИ ТСК». Низкая повреждаемость отличает тканые геотекстильные материалы от тканых георешеток или геосеток, в которых соединительные узлы могут повреждаться на контакте с острыми гранями щебня, что существенно снижает прочность их узловых соединений.